"На кнопки на руле не смотри. Чтоб завести, вот этот рычажок зажигания вперед, и жмешь вот эту кнопку. Проверь, чтобы коробка была в нейтрали. Дисплей здесь, наверху. Этот рычажок на себя - переключаешься вверх, от себя -вниз".
Все это произносится с сильным французским акцентом, говорит Себастьен Лёб, шестикратный чемпион WRC, он помогает мне разобраться в его Citroen С4 WRC перед тем, как я двину на нем по южнофранцузской гравийке.
От страха каменеет сфинктер. Мы приехали пять минут назад, меня один раз провезли по трассе в фургончике Citroen, я успел надеть комбинезон, глава пиар-отдела Citroen Racing провел со мной беседу: на тему "Пожалуйста не разбей нашу машину". Ну и вот так меня проинструктировал Себастьен: "И это все?" - спрашиваю я. Он разводит руками, улыбается, быстро наклоняется, чтобы проверить, выключен ли ручник, и захлопывает дверь. Вот ужас-то! Неизвестность пугает. Что тут за сцепление? Легко ли перевернуть С4? Хватит ли у меня смелости выяснить, как работает ручник? От того, что Лёб стоит рядом и наблюдает, как я пытаюсь запомнить последовательность нажатия кнопок, легче не становится. Aвтoмoбиль сразу не заводится, и уже могу сказать, что сцепление кошмарное. Схватывает жутко резко, и оборотов нужно больше, чем думаешь поначалу. Не самый плавный старт; передавливаю газ, отпускаю его - машина дергается, раскачивается. Однако поехал, и не заглох.
Куда теперь? Кто-то показывает на куст, за ним - трасса. Итак, мой первый серьезный поступок в машине ценой под €1 млн -проехать сквозь куст. Но какая же честь оказаться здесь! Я за рулем самой успешной раллийной машины в мире. И на меня смотрит самый успешный в мире раллист. Я забываю про страх, впервые сильно топнув на педаль газа. Поражает, как чисто нарастает мощность, хотя, как ни странно, двигатель - не самое впечатляющее в этой машине. Двухлитровый турбомотор внушает уважение: 315 л.с., но некоторые дорожные машины на ходу бывают и покруче. Собака в этом С4 зарыта в подвеске. Его способность глотать ухабы ошеломляет. Он струится по ним, как шелк. Конечно, и тормоза великолепны: даже на льду при торможении можно добиться успеха. Я и близко не подошел к тому, чтобы их заблокировать, но информативность шасси - просто чудо.
О недостаточной поворачиваемости я даже не вспомнил, и переключения были стерильно чисты: машина слушается беспрекословно. Ты командуешь - она выполняет, знай шевели рычажком возле рулевого колеса, к нему лишь надо привыкнуть. Когда я в первый раз захотел переключиться вниз, то цапнул рукой воздух, по привычке протянул левую, как в обычной машине. Паника, мат: "Неужели я забыл, как это работает?!" - дергаю единственный рычаг под рукой - переключаюсь вверх. Толкаю от себя, уже лучше. Но стоит только это запомнить, и все остальное в Citroen делается предельно интуитивно: просто едешь и едешь. Тормозишь на прямой, сбрасываешь на передачу вниз, поворачиваешь, даешь газу, чувствуя, что зад немного заносит, немедленно корректируешь. После двух кругов я был убежден, что лучше не бывает, но раллийная карьера мне не светит. Почему? Потому что Лёб сел за руль и показал мне, что этот Citroen может на самом деле. Комфортом тут и не пахнет, шея болела еще долго, а ремням пришлось потрудиться, чтобы удержать меня. Себастьен летит полным ходом - потом он сказал, что ехал почти максимально быстро - но все же может и обернуть ремни. Скоростные повороты в исполнении Себастьена обалденны. Есть там, к примеру одно место, где автомобиль разгружается на вершине подъема, а поворот сразу за переломом: не поймешь, оторвется Citroen или нет. Уверенность Лёба в том, что С4 не взлетит, когда он так управляет машиной меня поразила, он не борется с машиной. Малколм Уилсон, босс команды Ford, говорил мне, что Лёб -самый спокойный пилот в чемпионате. "Если современный автомобиль WRC дергать, то быстрой езды не получится. Вот почему МакРей под конец карьеры ездил уже не так быстро: машины не подходили его стилю". Себастьен скользит, но не дрифтует. Достаточно пройти поворот быстро, но без излишней зрелищности. Внешняя крутизна на самом деле портит результат. Ноги Лёба словно танцуют на педалях: то коснутся слегка, до даванут от души. Левой он тормозит так резко, что меня швыряет на ремни, руль крутит быстро, но без суеты. И сидит как влитой, хотя едем мы очень быстро. Характерно, что деликатность и чуткость его стиля просто бросаются в глаза. Не в метросексуальном смысле... он все-таки француз, но управляет С4 он нежно, а сцеплением, трогаясь, работает даже ласково. Движения еле заметны, когда берется за ручник, чтобы поставить машину боком, он будто лишь касается его.
Работа Себастьена Лёба, величайшего раллийного пилота в мире - зрелище неповторимое. В конце Лёб жмет мне руку: "Спасибо, что не разбили мою машину. Как она вам?" Я едва не падаю в обморок и пытаюсь сказать что-нибудь умное. Себастьен Лёб поинтересовался моим мнением! Я покидаю WRC осчастливленным:)
|